кино
Г) САМЫХ МИРНЫХ НУАРОВ
жайшие табу были наложены на наготу,
наркотики, гомосексуализм и антигосу-
дарственную деятельность. Но в нуаре
поднимались многие из этих тем, хотя
они и были искусно запрятаны в идеоло-
гических закоулках и сюжетных кладо-
вых. Определенно, персонажи Сиднея
Гринстрита и Питера Лорре в «Маль-
тийском соколе•> были гомосексуалиста-
ми. и герой Богарта называл назойливо-
го подручного «оруженосцем» (что на
сленге означало «педераст»), чтобы по-
сильнее разозлить его. Гомосексуаль-
ные отношения подразумевались и
в «Гильде». что подкреплялось фразами
о том. что человек в ответе за того, кому
спас жизнь, и клятвами в том, что ж ен-
щины лишь мешают всему и лучше
без них. Таким изгоям, кроме нуаров,
в большом кино места не было. Каким-
то образом это было связано и с укре-
пившимися за военное еремя мужскими
связями. Неленивый синефил может
запастись парой дюжин фильмов и сам
наковырять целую коллекцию перверсий
и скрытых месседжей.
В кинематографе Америки с 1934 по
1966 год действовал Кодекс Хейса, наз-
ванный по имени первого президента
Американской ассоциации продюсеров
и кинопрокатчиков Уилла Хейса. Это был
свод правил, который строго регламен-
тировал демонстрацию на экране обна-
женного тела, полностью исключал не-
цензурные выражения и сцены употреб-
ления наркотиков или торговли ими.
Совершенно недопустимыми считались
такие темы, как проституция, гомосексу-
ализм и любовная связь между предста-
вителями различных рас.
КОММУНИЗМ
В
начале 1950 года сенатор Джозеф
Маккарти начал «священный» поход
против «пятой колонны» (коммунис-
тов то бишь), и в Голливуде начала поль-
зоваться большим спросом такая вещь,
как черный список. В ряды коммунистов
в тот момент мог попасть любой чуть бо-
лее общительный, чем нужно, деятель
либеральных взглядов, которому не пок-
ровительствовали сильные мира сего.
На таких вешали ярлык «комми». преда-
вали остракизму и выживали из профес-
сии. Консервативная цензура и настрое-
ния «лучше быть мертвым, чом крас-
ным» вернулись в Голливуд после Вто-
рой мировой войны в ответ на противо-
речивость американской культуры, когда
загадочным образом дозволялась боль-
шая степень творческой свободы, неже-
ли в мирное время. Из легиона постра-
давших обязательно надо отметить Ж ю -
ля Дасссна. члена коммунистической
партии, которого комиссии Маккарти
сдал режиссер Эдвард Дмитрык (после
чего Дассен уехал во Францию, дабы не
поддаться соблазну продать своих со-
ратников, и снял там безоговорочный
НЕЗНАКОМЕЦ
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАЖЕ
[1940]
Заслуженно считается
хронологически самым
первым фильмом, выдер-
жанным в стиле «нуар».
V
ОБЪЕЗД [1945]
Фильм категории В, сня-
тый небольшой голливудс-
кой компанией, стал куль-
товой классикой, потому
что в нем присущие жанру
черты обозначены наибо-
лее ярко и присутствие
известных актеров не ме-
ш ает этому.
шедевр нуара. «Мужские разборки, или
Рифифи»), Результат политики «закру-
чивания гаек» - в период между 1947
и 1954 годом в Голливуде было снято
почти полсотни откровенно антикомму-
нистских фильмов. Несмотря на то, что
почти все они провалились в прокате,
студии продолжали их снимать, опаса-
ясь бойкотов.
НАТУРА
С
олнечный свет пробивался в темные
помещения исключительно через ж а-
люзи. Тротуары обязательно лосни-
лись после дождя, чтобы более гулко
стучали по ному женские каблуки.
В брошенных складских помещениях ви-
сели густые облака пыли. Вспышки нео-
новых вывесок и круги света возле фо-
нарных столбов еще больше подчерки-
вали безграничность мрака и будоражи-
ли паранойю. В каждом доме была лест-
ница, по которой наш антигерой много-
значительно поднимался или опускался.
Разнообразием натуры нуары не отлича-
лись. Но и перемещения по этим до бо-
ли знакомым местам обязательно низво-
дились до трепыхания попавшегося в
паутину из видоизменяющихся тоней,
кропотливых зеркальных отражений
и архитектурного детерминизма внутри.
А часы, как повелось из фильмов Фрица
Ланга, неумолимо контролируют всю ак-
тивность героев - не случайно в «Лау-
ре» именно они принимают на себя суб-
лимированный гнев детектива. Так
и выглядит вселенная фильмов нуар,
изумительная и пугающая своей само-
достаточностью. Неудивительно, что
с самого момента кончины нуара в 1958
году (когда криминальные драмы уже
разыгрывались в цвете и даже по ТВ.
ветераны войны из мегаполисов пере-
ехали в пригороды и поднял свою голову
«бэби-бум») предпринимаются попытки
возродить его, вплоть до прошлогоднего
верха стилизации - «Города грехов»
Роберто Родригеса. Однако в этом
случае на первом месте всегда будет
ностальгия, чувство сентиментальное
и настоящему нуару ко подобающее.
БОГАРТ
од конец своей жизни Хамфри Бо-
гарт. усмехаясь, говорил, что. по его
подсчетам, из первых 34 фильмов,
в которых он снялся, в 12-ти его убивали
из пистолета, вешали или казнили
на электрическом стуле в 8-ми. а еще
в 9-ти он снимался в роли зэка. Умер же
он. по словам кинокритика Андре Базе-
на, от рака желудка и полумиллиона
рюмок виски. Уставший от жизни, цинич-
ный персонаж, в котором сочеталась
уникальная крутость и природная пате-
тика. возвышенная благородность и низ-
менные черты, стал лицом нуара и был
признан после смерти величайшим акте-
58
предыдущая страница 59 ОМ 2006 03 читать онлайн следующая страница 61 ОМ 2006 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст