колонка
аленсандр дугин
дьявол
известный
насмешник
В традиционном обществе все функции были строго распределены.
Труд стал достоянием вайшьев и шудр. Брахманы же и кшатрии не
только могли не работать, но и обязаны были не работать. Не по
экономическим, но по ритуальным причинам. Каждая каста при этом
имела собственные ритуальные занятия. Одним из классических
занятий касты кшатриев была игра.
гр ы , к а к и все о с та л ь н о е , им е ю т
с а кр а л ь н о е п р о и схо ж д е н и е . П о
с во е й с тр у кту р е и гр а то ч н о с о о тв е -
тс тв уе т вн у тр е н н е м у м ир у
И ПСИХО-
ЛОГИИ
и м е н н о ка сты во и но в. С тихия
игры о тр а ж а е т то т д и н а м и ч е с ки й , п о с то -
янно м е н я ю щ и й с я м ир , полны й м е та м о р -
ф о з и пер е п а д а н а п р я ж е н и й , в ко то р о м
п реб ы в ае т д у ш а во ина .
Б р а хм а н ы р и туа л ь н о сохраняли б е с с тр а -
стное вы р а ж е н и е лица. С м е х не входил
в ра зр я д эм о ц и й и ж е сто в , р а зр е ш е н н ы х
ж р е ч е с ко м у со сл о ви ю . Н е в о зм ути м о с ть ,
д а ж е н е ко то р а я ско р б н о сть , р о ж д е н н а я
п о сто я н н ы м с о п о с та в л е н и е м м ир а вы с-
ш их п р и н ц и п о в, а р хе ти по в, с зе м н о й и с-
ка ж е н н о й р е а л ьн о стью , явл ял ись о тли -
чи те л ьн ы м п р и зн а ко м
вы сш е й ка с ты ж р е ц о в.
Д л я кш а тр и е в , напро тив,
см ех, улы бка, веселье, хо-
хот. ш у т ки бы л и вполне
есте ственны м п р о я в л е н и -
ем . К о м и ч е с ки й , ко м е д и й -
ны й а с п е кт реал ьности
бы л б л и зо к и х природе.
То. что ка ж е тся нам с е го д -
ня сам о собо й р а зу м е ю -
щ и м ся - игры , ра звл е че-
ния. зр е л и щ а , н е ко гд а б ы -
ли д о сто я н и е м л иш ь одной
касты - кш а тр ие в, ко т о -
ры е р а зр а б о та л и о с н о в -
ны е м одели увесел ений.
В еселье, см ех. игры , пиры
о тр а ж а л и , д а ж е в с во е й
п о ве р хн о стн о сти и несе р ье зн о сти, гл у -
б инную ка с то в у ю истин у - т а к воины п о -
ним а ли с тр у ктур у сам о й о н то л о ги и , каче-
с тво м ир а. С м е х изо б р е л и во ины и и с -
п ол ьзо вал и е го оче н ь д о зи р о ва н н о .
Н ы не ш няя п о ст-кул ьтур а п о стм о д е р н а ,
на п р о ти в, о с нов ана на са е р хэксп л уа та -
ции ю м ор а, на п р о л и ф е р а ц и и м н о го м е р -
ной и р о ни и , к а к в б е ско не чн ы х зе р ка л а х
о тр а ж а ю щ е й сам у себ я . В се ве щ и п о с т-
м од ер на не те, за ч то себя вы даю т.
И это д о в о п ь н о с м е ш н о . С м е ш н ы м с та -
н о в ится все. И то. ч то на с а м о м д ел е
см е ш н о , и то , что с о в е р ш е н н о не с м е ш -
но. П о с ко л ь ку все - и гр а , то все н а д ел е-
н о у с ко л ь за ю щ и м см ы сл ом . Д ья во л и з -
в е стны й н а с м е ш н и к.
П о тсм о д е р н - п р о с тр а н с тв о н е п р е р ы в-
ной с а ту р н а л и и : в с е м еняю тся ролям и,
п о л а м и , с у б ь е кт-о б ь е ктн ы м и п о зи ц ия м и,
в л а стн ы м и ф у н кц и я м и , в о зр а стн ы м и п а -
р а м е тр а м и, п р о ф е сси о н а л ьн ы м и н а в ы -
ка м и . Д е т с ки й с а д д л я взр о сл ы х, д е ти -
м е н е д ж е р ы . п а сто р ы -тр а н ссе ксуа л ы ,
п р е зи д е н ты -с е кс -р а б ы , п о л и ти ки -с о тр уд -
н и ки ва р ье те - это все вы зы в а е т и р о -
н и чн ы й и н те р е с, и с а м а по себе иро ния
ста н о в и тс я д о с та то ч н о й м о ти в а ц и е й д ля
д и в е р с и ф и ка ц и и п е р в е р си й . И з в р а щ е -
н и е отн ы н е д и кт у е т с я не и с ка ж е н н о й -
в с р а в н е н и и с у сл о в н о й но р м о й - с т р у к -
туро й б е сс о зн а те л ь н о го , но д и кт а ту р о й
и р о н и ч н о го о п ы та , р а сп р о стр а н е н н о й на
все. То. что не с м е ш н о и не н ел еп о, не
м ож е т б ы ть п отр еб ле но и в кл ю че но
в сеть. А зна чит, ин те р е с тут ж е п р о п а
д а е т, эн е р ги я п ад ае т, начинае тся м гн о -
ве нны й эн тр о п и ч е с ки й кр и зи с . С а м а
эн тр о п и ч е ска я д е п р е сс и я то ж е о б ь е кт
н а с м е ш ки , но это с б р о с и м п ул ьса в ч е р -
ны е д ы р ы м е ж се те вы х кл а сте р о в.
У ста н а вл ив а е тся ко гн и ти в н ы й п р о и зв о л
- ка ж д ы й волен не п р о сто вы б и р а ть к о г-
н и ти вн ы е м о д ел и, н о и сам о сто я те л ьн о
и х ко н с тр у и р о в а ть . В се я зы ки д о с туп н ы ,
и ка ж д ы й м о ж е т л е гко с о зд а ть с во й
с о б с тв е н н ы й я зы к. Т о чн о та к ж е с м ы с -
л ите л ьн ы м и с и с те м а м и : о т н и х тр е б уе т-
ся то лько о д н о - э кстр а в а га н тн о сть . Д у -
м а ть на д о ве се ло , л е гко , что бы бы л о
с м е ш н о с а м о м у д ум а ю щ е м у и те м , кто
с этим и д ум а м и зн а ко м и тс я .
Ю м о р п остм од ерна те хн и че ски состоит
в не п р е р ы вн о м п о то ке д е се м а н ти за ц и и
и р е се м а н ти за ц и и понятий. С ло во , те р -
м ин, ка те го р ия , вы ска зы в а н и е , речь,
д и с ку р с и с ку с с тв е н н о л иш а ю тся см ы сла
- см е ш н о ! - п о то м сно ва над ел яю тся н о -
вы м и н ео ж и да нны м см ы сл о м - о п я ть
см е ш н о ! Э тот пр о ц е сс рециклируется
сно ва и сно ва , и это постоянное п овтор е-
н и е п оро ж д ае т эйф о рию м орб идно го хо-
хота, которы й, разверты ваясь, сам за пу-
ты вается в своих собственны х спиралях.
В язы ко вом ф е ном ене ю м ора, д а ж е тр а-
д иц и о н н о го . л еж ит во зм о ж н о сть д и ста н -
ци и от п ри вы чного см ы сла происходящ е-
го или л ож ны е ассо циа ции, ча с то с ины м
я зы ко м . И но странны й я зы к в ка ко й -го м о -
м ент начинает ка за тьс я см еш ны м
и стра нно узнава ем ы м , если в эту среду
р е зко и б е з по д го то вки по м е ш е н носи-
тель д р у го го я зы ка б е з м алейш их знаний.
В этом есть нечто б олезненное, смы слы
угад ы ва ю тся, л ож ны е ассо циа ции п о р о ж -
д а ю т экстр авагантны е дом ы слы . П р и м е -
ры : гол л ивуд ский идиш в ам ер ика нском
я зы ке или русски й я зы к ры ночны х азер
б а йд ж а нц ев. К о гд а щ е тинисты й торговец
кур а го й произно сит с чувство м « за й ка
м а й я .
..» , об р а щ а я сь к нанятой бабе
в ш ерстяны х ре йтуза х, дей ствительно,
см е ш н о . С уть в см е ш е ни и конте ксто в,
в б редовости ситуа ц и и и одноврем енно
в ясном уга д ы ва нии ослепительно с ка б -
р е зн о го ко н те кста во кативно й ф орм улы .
З д есь р а зга д ка усп еха е в р е й ски х ю м о -
ристов: бессознате льно м но гие русские
слова вы зы ваю т в них потайны е ассо циа
ци и с ф р агм ента рны м и об ры вкам и б а -
б у ш ки н о го идиш а. В частно сти, п а н и б р а -
тс ки й русски й суф ф и кс «-ка» - -В а н ь -
ка » , «П еть ка» и т д . - напом инает
собственны е им ена - М алка, З а л ка . где
«-ка» л иш ь рудим енты вы со ко го д р е в н е -
е в р е й ско го то рж е ственно го «ха». Б оль-
ш о е спо лзает в м ал ое и ра зр ы ва ет м алое
с но по м см еховы х искр.
Я зы к постм од ерна - это х ихи ка нье, пере-
ходящ ее в ш ипенье . О тсю да абсолю т-
н ость, тотализация м оды на ю м ористов.
О н и вы полняю т ф ун кц и и ко гни ти вной р е -
волю ции. П оток созна ния несм е ш ны х к о -
м ико в, л ью щ ийся с экр а н о в, вы полняет
ва ж н е й ш ую ф ун кц и ю - та к ш ипят оф ити-
ч е с ки е сети, о щ уп ы в аю щ и е планету.
Ю м о р постм од ерна - это прям ое орудие
глоба л изац ии, сии
Постмодерн -
меняются ролями,
попами. суОъент-
объентными позициями,
властными функциями
предыдущая страница 65 ОМ 2006 05 читать онлайн следующая страница 67 ОМ 2006 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст